Выпуск: №02 2012

Урогенитальные заболевания, вызванные генитальными микоплазмами (Mycoplasma genitalium, Ureaplasma spp., Mycoplasma hominis)

ФГБУ Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии, Москва

Верификация диагноза заболеваний, вызванных M. genitalium, осуществляется только с помощью молекулярно-биологических методов, направленных на обнаружение специфических фрагментов ДНК и/или РНК микроорганизма с использованием тест-систем, разрешенных к медицинскому применению в Российской Федерации. Другие методы лабораторных исследований, в том числе прямая иммунофлюоресценция (ПИФ), иммуноферментный анализ (ИФА) для обнаружения антител к M. genitalium, культуральный метод недопустимо использовать для диагностики заболеваний, вызванных M. genitalium [16, 17].

Верификация диагноза заболеваний, вызванных Ureaplasma spp. и/или M. hominis, базируется на результатах лабораторных исследований с помощью:

• молекулярно-биологических методов, направленных на обнаружение специфических фрагментов ДНК и/или РНК Ureaplasma spp. и/или M. hominis;
  • культурального исследования, при этом целесообразность применения методики количественного определения, как и клиническое значение полученных результатов, убедительно не доказаны.

В комплекс методов диагностики заболеваний, вызванных генитальными микоплазмами, необходимо включать и микроскопическое исследование клинического материала из уретры, влагалища и цервикального канала, которое проводится с целью:

• оценки степени лейкоцитарной реакции;
  • оценки состояния эпителия уретры, влагалища, цервикального канала;
  • исключения сопутствующих ИППП (гонококковая инфекция, урогенитальный трихомониаз);
  • оценки состояния микробиоценоза влагалища.

Диагностическими критериями, подтверждающими наличие уретрита у мужчин, являются:

• обнаружение 5 и более полиморфноядерных лейкоцитов в поле зрения в мазках из уретры при просмотре более 5 полей зрения при увеличении светового микроскопа ×1000;
  • обнаружение 10 и более лейкоцитов в осадке первой порции мочи (при увеличении светового микроскопа ×400).

Диагностическим критерием, подтверждающим наличие уретрита у женщин, является обнаружение 10 и более полиморфноядерных лейкоцитов в поле зрения в мазках из уретры при просмотре более 5 полей зрения при увеличении светового микроскопа ×1000.

При наличии вагинита наблюдается изменение соотношения полиморфноядерных лейкоцитов к клеткам плоского эпителия более чем 1:1. Диагностическим критерием, подтверждающим наличие цервицита, является обнаружение 10 и более полиморфно-ядерных лейкоцитов в поле зрения в мазках из цервикального канала при просмотре более 5 полей зрения при увеличении светового микроскопа ×1000. Диагноз может быть установлен при одновременном наличии клинических и лабораторных признаков [18].

Другие методы лабораторных исследований, в том числе ПИФ, ИФА для обнаружения антител к Ureaplasma spp. и/или M. hominis, недопустимо использовать для диагностики.

Лечение

Показаниями к проведению лечения заболеваний, вызванных M. genitalium, являются:

• идентификация M. genitalium с помощью молекулярно-биологических методов у пациента либо у его полового партнера, при этом одновременное лечение половых партнеров является обязательным;
  • отсутствие возможности выполнения тестов на выявление M. genitalium у пациентов с клиническими проявлениями воспалительных заболеваний нижних отделов мочеполового тракта, особенно в случае часто рецидивирующих или плохо поддающихся антибактериальной терапии рекомендуемыми препаратами.
Список используемой литературы